72 Метра - статьи о фильме, 21 Грамм, пресс - релиз, анонс

72 метра - статьи о фильме

СТАТЬЯ О ФИЛЬМЕ 72 метра: "72 МЕТРА ПОД ВОДОЙ"
Этот фильм давно ждали. Режиссер Владимир Хотиненко два года работал над большим русским проектом про моряков-подводников. Играют одни звезды, воспроизведена чуть ли не история "Курска". "72 метра" — это судьба подводной лодки, которая гибнет на глубине 72 метров.
Мнения критиков разделились. Кто-то видит в фильме неправду и спекуляцию на горе близких, не так давно переживших трагедию "Курска". Но мы посмотрим на картину с другой стороны. Точнее, сразу с трех сторон. Тем более что она этого достойна.
Если рассматривать фильм Владимира Хотиненко в контексте его творчества, то открытия в нем никакого нет. Все открытия этого режиссера в прошлом. Его всегда завораживала загадочная русская душа, но он никогда не демонстрировал ее по-михалковски, в виде "русского сувенира": водка, медведи, цыгане, туманы. У Хотиненко не пьют водку бутылками, не закусывают ее стаканами и не занюхивают бобровым воротником под аплодисменты. У него отношения с русской душой интимные: предчувствия беды, вещие сны, вера в домового, трепетное отношение к вещам, которые хранит память. Это у нас в домах коробочки с письмами, перевязанными лентами от старых платьев, пинетки ребеночка. Русский человек по-детски раним, по-женски чувствителен к душевной боли и изначально трагичен. Как заметила в своей книге "Идиотка" Елена Коренева, "в Америке собираются поговорить, как добиться успеха, а у нас — обсудить, кто умер".
Хотиненко хорошо начинал. Фильмы "Зеркало для героя" и "Патриотическая комедия" так и остались, по-моему, лучшими в его творчестве, хотя их мало кто помнит. То были тихие фильмы — не для зарубежных кинофестивалей. Они не напоминали глянцевых открыток для иностранных туристов. В них не было беспардонного желания завоевать мир распродажей русских ценностей.
В 97-м Хотиненко сильно "качнуло". Тонкие материи полезли по швам, когда он поставил фильм "Мы дети твои, Москва" по автобиографической книге Юрия Лужкова. Лента сильно отдавала "Малой землей" и старыми добрыми временами, когда любовь к Родине доказывалась чтением мемуаров политических деятелей. На этой ковровой дорожке от Хотиненко попрятались все его домовые и отлетели вещие сны.
Через два года Хотиненко "качнуло" еще сильнее, теперь в сторону Никиты Сергеевича Михалкова. Ему тоже захотелось проехать барином по фестивальным орбитам. Так родился фильм "Страстной бульвар", попавший в конкурсную программу ХХI Московского международного кинофестиваля. Зрителям был обещан "бульвар страстей", а показали образцовую российскую помойку, страну алкоголиков, бомжей, воров и просто больных на всю голову людей. Коробочки с детскими пинетками тут не вспоминались. Странную точку поставил в своем творчестве режиссер и вскоре ушел в телесериалы.
Если смотреть на новый фильм Хотиненко как на проект, то сегодня это самый амбициозный проект в нашем кино. Над ним работали три титана — Первый канал телевидения, студия Михалкова "ТРИТЭ" и "Гемини-фильм". Руководитель Первого канала Константин Эрнст — друг Михалкова. Михалков предложил снимать Хотиненко не без умысла, и в этом главный секрет. Хотиненко — его ученик. Он окончил Высшие режиссерские курсы у Никиты Сергеевича и работал у мастера ассистентом на "Обломове", "Пяти вечерах" и "Родне". "Гемини" — самая крутая прокатная контора, она прокатывает в России "ХХ век-Фокс" и уже вложила огромные деньги в коммерческий успех "72 метров". Почти все кинотеатры Москвы обвешаны афишами фильма.
Подлодки снимали на военно-морских базах в Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе, а гибель судна — в павильоне "Мосфильма". Для этого там построили декорацию настоящей подлодки из металла, а не из пенопласта и затопили ее водой. В глубину опускали актеров и оператора в гидрокостюме с камерой. Актеры сидели в воде часами. В сценах взрывов в воде работали пиротехники и каскадеры, на каждый кадр уходило две тонны воды.
Но вершина амбиций — это, конечно, приглашение написать музыку к русской ленте итальянца Эннио Марриконе. Марриконе — великий композитор ("Однажды в Америке"). Его музыка к "72 метрам" — гениальная. В ней есть ощущение моря, масштабов, души и, главное, предчувствие беды. Так наконец Хотиненко вернулся к тонким материям, но уже в иных масштабах и с осознанным желанием, чтобы его фильм приняли как глобальный русский проект.
Если рассматривать фильм в контексте нашего кино, то это профессиональный продукт от отечественного производителя. Фильм делался специально для русского потребителя, чтобы достучаться до его души. Таких фильмов сейчас мало. Это, конечно, не история "Курска", здесь нет жесткой документальности. Это военно-патриотическая приключенческая драма про моряков, честных людей, которые влюбляются, женятся, рожают детей, а когда приходит беда, честно выполняют свой долг. Не теряя чувства юмора, спокойно, мужественно, как это делали наши моряки во все времена. Русский национальный характер, лихой, бесшабашный, — главное достоинство фильма. Поэтому Хотиненко собрал самых обаятельных отечественных актеров — Сергея Маковецкого, Марата Башарова, Чулпан Хаматову, Сергея Гармаша, Владислава Галкина, Игоря Ливанова, есть даже сын Никиты Михалкова Тема, который органично вписался в экипаж и очень трогателен в роли радиохимика с трехлитровой банкой, в которой плавает золотая рыбка — символ надежды на спасение.
Все звезды органично стушевались и образовали качественную массовку вокруг главного персонажа — командира подводной лодки Гены Янычара. Артист Андрей Краско мелькал в "Брате" Алексея Балабанова, "Сестрах" Сергея Бодрова-младшего, в телесериале "Агент национальной безопасности" был напарником супермена Михаила Пореченкова, а в "Копейке" Ивана Дыховичного замечательно сыграл сразу несколько ролей, но на этот раз пробил его звездный час. Тонкий, умный, ироничный актер с потрясающим голосом. Сценаристу Валерию Залотухе очень помогла проза Александра Покровского, профессионального подводника-североморца. Это книги Покровского попались на глаза боссу Первого канала Александру Любимову. Он-то и предпочел популярной женской литературе перо настоящего мужика. Нормальное мужицкое кино получилось, потому что историю все-таки делают мужчины, а женщины им в этом помогают. На берегу. Верой, надеждой и любовью.
Источник: Наталья Ртищева, "Родная газета", № 8
SSD 2005-2006
Назад
Hosted by uCoz